Проблема мотивации учения отстающих школьников

Kinoo-MenБез рубрики Проблема мотивации учения отстающих школьников

Проблема мотивации учения отстающих школьников

  Время чтения:  13 минут
Содержание скрыть
1 Что такое неуспеваемость?Неуспеваемость - сложная проблема, часто определяемая как несоответствие между потенциалом учащегося (обычно измеряемым с помощью стандартизированных тестов интеллекта) и фактической успеваемостью. Речь идет не только о получении низких оценок. Неуспевающие ученики могут обладать высокими когнитивными способностями, но в школе они неизменно показывают результаты ниже своего потенциала. Некоторые педагоги сравнивают это со спортивной машиной, но никогда не разгоняют ее дальше 20 миль в час. Речь идет не о возможностях транспортного средства (или, в данном случае, студента), а о том, как оно используется.Общие признаки неуспевающих учеников Распознать неуспевающего ученика не всегда просто. Однако часто существуют общие показатели, которые могут помочь педагогам и родителям идентифицировать таких учеников. К ним относятся:

Что такое неуспеваемость?Неуспеваемость - сложная проблема, часто определяемая как несоответствие между потенциалом учащегося (обычно измеряемым с помощью стандартизированных тестов интеллекта) и фактической успеваемостью. Речь идет не только о получении низких оценок. Неуспевающие ученики могут обладать высокими когнитивными способностями, но в школе они неизменно показывают результаты ниже своего потенциала. Некоторые педагоги сравнивают это со спортивной машиной, но никогда не разгоняют ее дальше 20 миль в час. Речь идет не о возможностях транспортного средства (или, в данном случае, студента), а о том, как оно используется.Общие признаки неуспевающих учеников Распознать неуспевающего ученика не всегда просто. Однако часто существуют общие показатели, которые могут помочь педагогам и родителям идентифицировать таких учеников. К ним относятся:

  1. Непоследовательные схемы работы: В один прекрасный день они могут преуспеть в выполнении задания, а на следующий - резко отстать.
  2. Избегание проблем: Эти студенты часто выбирают задачи, которые, как они знают, они могут выполнить легко, избегая всего, что они воспринимают как сложное.
  3. Негативное отношение к школе: Признаком может быть общее презрение или незаинтересованность в школьных мероприятиях, учителях или одноклассниках.
  4. Низкая самооценка: Они могут постоянно недооценивать свои способности, даже если факты свидетельствуют об обратном.
  5. Частые отвлекающие факторы: Их можно легко отвлечь во время уроков или при выполнении домашнего задания.
  6. Сопротивление выполнению домашней работы: Регулярное избегание или пренебрежение домашними заданиями.

Но почему у неуспевающих учеников проявляются эти признаки? Это чистая лень или здесь кроются более глубокие проблемы? Чтобы ответить на эти вопросы, важно углубиться в коренные причины неуспеваемости. В следующих разделах мы углубимся во внешние и внутренние факторы, способствующие отсутствию мотивации к обучению.

Разобравшись в проблеме, мы можем начать проводить грань между неправильными представлениями и реальностью. Не каждый студент, который плохо учится, обязательно неуспевает, точно так же, как не каждый способный студент полностью реализует свой потенциал. Распознавание признаков и понимание коренных причин - это первый шаг в рассмотрении и решении проблемы неуспеваемости.

Причины низкой мотивации к обучению

Понимание причин низкой учебной мотивации у неуспевающих учащихся имеет решающее значение для педагогов, родителей и самих учащихся. Давайте распакуем некоторые из основных факторов, которые способствуют возникновению этой насущной проблемы.

Внешние факторы

Динамика семьи

Семья играет важную роль в образовании ребенка. Начиная с поддержки, которую они получают дома, и заканчивая привитыми им ценностями, семейное окружение может быть как мотивирующим, так и демотивирующим фактором. Учащиеся из семей, где образование не является приоритетом или где родители не участвуют в обучении своего ребенка, могут испытывать трудности с мотивацией. Более того, давление со стороны семьи, такое как завышенные ожидания или сравнение с братьями и сестрами, может оказать пагубное влияние на стремление учащегося учиться.

Социальное давление

Общество, в котором мы живем, также может играть значительную роль в уровне мотивации учащихся. Давление со стороны сверстников, акцент на оценках, а не на учебе, и постоянная необходимость вписываться - все это может снизить желание ученика преуспеть в учебе. Давление со стороны общества может заставить студентов почувствовать, что они участвуют в нескончаемом соревновании, а для некоторых стресс может привести к тому, что они вообще отключатся от процесса обучения.

Внутренние факторы

Проблемы с самооценкой

Студенты, которые борются с проблемами самооценки, часто сомневаются в своих способностях, даже когда они способны достичь великих результатов. Они могут подумать: "Зачем утруждать себя попытками, если я все равно потерплю неудачу?"" Такое мышление может серьезно подорвать их мотивацию и стремление учиться.

Страх неудачи

Для некоторых студентов страх неудачи парализует. Они могут избегать трудностей или идти на риск в процессе обучения, потому что боятся совершить ошибки или не оправдать ожиданий. Этот страх может проистекать из предыдущего негативного опыта или из усвоенного убеждения, что они недостаточно "хороши".

Тип фактора Конкретная причина Потенциальное воздействие на учащихся
Внешний Динамика семьи Сокращение поддержки; несоответствие образовательных ценностей
Внешний Социальное давление Стресс; акцент на оценках, а не на обучении
Внутренний Проблемы с самооценкой Сомневающиеся в способностях; уменьшенные усилия
Внутренний Страх неудачи Избегание проблем; снижение вовлеченности

По сути, как внешние, так и внутренние факторы переплетаются, влияя на уровни мотивации неуспевающих студентов. Устранение этих коренных причин требует многогранного подхода, который фокусируется на изменении как окружающей учащегося среды, так и его внутренних убеждений и страхов.

Влияние низкой мотивации на обучение

Академическая успеваемость

Несомненно, одним из наиболее непосредственных и заметных последствий низкой мотивации является академическая успеваемость. Неуспевающие ученики с отсутствием мотивации часто:

  1. Выполняйте задания с опозданием или не выполняйте их вообще: Промедление или полное избегание становится нормой. Они могут откладывать выполнение заданий до последней минуты, что приводит к ускоренной работе, или они могут вообще не выполнить их.
  2. Трудности с тестами и экзаменами: Без стремления к надлежащей подготовке их результаты на тестах часто не отражают их истинный потенциал.

Помимо этих очевидных признаков, существуют и неуловимые признаки. Они могут не участвовать в обсуждениях в классе, уклоняться от выполнения групповых заданий или даже приобретать хроническую форму прогулов.

Социальные отношения

Хотя мы часто говорим об академических последствиях низкой мотивации, ее влияние на социальную жизнь учащегося не менее важно. Отношения, как со сверстниками, так и с учителями, могут пострадать из-за:

  1. Изоляция: Ощущение того, что они "другие" или "неспособные" по сравнению с другими, может подтолкнуть их к самоизоляции. Они могут избегать групповых занятий или замыкаться в себе, избегая любого социального взаимодействия.
  2. Неправильно понятые формы поведения: Иногда неуспевающие ученики разыгрывают или демонстрируют деструктивное поведение. Это не всегда признак неповиновения, скорее выражение их разочарования или способ привлечь к себе внимание.

Эффект пульсации от этого очень велик. Их сверстники могут назвать их "нарушителями спокойствия" или "ленивыми", а учителя могут неверно истолковать их действия, еще больше отчуждая их от учебной среды.

Стратегии повышения мотивации у неуспевающих учеников

Привлекательные методы обучения

Традиционные методы обучения могут найти отклик не у каждого учащегося. Сегодняшним преподавателям необходимо быть гибкими и адаптивными, признавая, что каждый учащийся уникален. Некоторые стратегии, которые были признаны эффективными, включают:

  1. Обучение на основе проектов: Этот подход позволяет студентам работать над реальными проблемами, делая обучение более актуальным и увлекательным.
  2. Внедрение технологий: Использование таких инструментов, как образовательные приложения, видеоролики и интерактивные платформы, может сделать уроки более привлекательными и понятными для цифрового поколения.

Учителя могут экспериментировать с различными методами, видеть, что находит отклик у их учеников, и соответствующим образом адаптироваться. Главное - сделать обучение захватывающим процессом, а не утомительной рутиной.

Признание и празднование небольших успехов

Важно сместить акцент с постоянной критики на позитивное подкрепление. Празднование даже самых незначительных достижений может иметь большое значение для повышения уверенности и мотивации ученика. Вот как это можно сделать:

  1. Персонализированная обратная связь: Вместо общих комментариев учителя могут предоставить конкретную обратную связь, подчеркивающую, что ученик сделал хорошо, и области улучшения.
  2. Создание позитивной атмосферы в классе: Публично признавайте достижения, создавайте "стену славы" или ежемесячно проводите конкурс "Лучший ученик", чтобы отмечать усилия, а не только результаты.

Идея состоит в том, чтобы учащиеся чувствовали себя ценными и способными. Со временем эти позитивные подкрепления могут помочь изменить их самовосприятие и побудить их прилагать больше усилий на пути к обучению.

Тематическое исследование: трансформация неуспевающего ученика

Реальное влияние стратегий, повышающих мотивацию, лучше всего понять с помощью реальных тематических исследований. Давайте исследуем историю Алекса, неуспевающего ученика средней школы Спрингфилда, чтобы понять путь трансформации.

Предыстория

Алекс, способный ученик седьмого класса, рано проявил признаки неуспеваемости. Хотя он проявлял природную склонность к таким предметам, как математика и естественные науки, его оценки редко отражали его потенциал. Учителя часто описывали его как "легко отвлекающегося" и "немотивированного"."Его родители были обеспокоены его снижением интереса к учебе и растущей изоляцией от сверстников.

Вмешательство

Средняя школа Спрингфилда, признавая необходимость уделять внимание неуспевающим ученикам, недавно приняла программу, подчеркивающую индивидуальное внимание. В рамках этой инициативы:

  1. Были представлены персонализированные учебные планы (PLP). В PLP Алекса были включены темы, которыми он был увлечен, такие как астрономия и робототехника, соединив их с его учебной программой.
  2. Были организованы занятия по наставничеству, на которых Алекс работал в паре с мистером Грином, преподавателем естественных наук, который разделял его любовь к астрономии.

Результат

В течение семестра были отмечены значительные изменения в успеваемости и поведении Алекса.

параметр Перед вмешательством После вмешательства
Академическая успеваемость От среднего до ниже среднего Выше среднего по большинству предметов, преуспел в естественных науках
Участие в занятиях Редко участвует в обсуждениях Активно участвовал, проявлял энтузиазм
Взаимоотношения с коллегами В основном изолированный Вступил в школьный астрономический клуб, завел новых друзей
Уровень выполнения домашних заданий 40% 85%

Отражение

Трансформация Алекса заключалась не только в улучшении оценок; речь шла о возрождении его страсти к обучению. Признавая его интересы и предоставляя платформу, где он мог их исследовать, школа помогла ему не только в учебе, но и в социальном плане. Обретенная уверенность в себе сделала его более открытым для налаживания отношений, и его таланты начали проявляться.

История Алекса демонстрирует, что при правильном вмешательстве неуспевающих учеников можно направить по пути самопознания, роста и академического успеха. Это подчеркивает важность индивидуального внимания, понимания уникальных сильных сторон каждого ученика и соответствующего их развития.

Заключение

Задача решения проблемы учебной мотивации неуспевающих учеников не является ни прямой, ни одномерной. Требуется понимание того, что эти учащиеся не просто "ленивы" или "им "неинтересно"."Часто под поверхностью неуспеваемости скрывается сложная сеть внешнего давления, внутренних страхов и несогласованных образовательных практик.

Как педагоги, родители и заинтересованные стороны на пути обучения ребенка, становится необходимым признать, что каждый ребенок обладает уникальными сильными сторонами и интересами. Стандартизированные методики обучения могут не соответствовать индивидуальным потребностям каждого учащегося. Следовательно, более персонализированный подход, который выявляет и развивает увлечения ученика, может стать ключом к возрождению его мотивации.

Более того, решающее значение имеет создание благоприятной учебной среды. От классных комнат, где празднуют каждый успех, независимо от того, насколько он мал, до домов, где детей поощряют открыто обсуждать свои академические трудности, любое пространство можно превратить в рай позитива и поощрения.

В конце концов, цель состоит не только в том, чтобы выпускать учеников с высокими достижениями, но и в том, чтобы воспитывать тех, кто учится всю жизнь. Устраняя коренные причины неуспеваемости и внедряя стратегии, учитывающие индивидуальные потребности, мы можем проложить путь для поколения мотивированных, уверенных в себе и увлеченных обучением людей.

Часто задаваемые вопросы

  1. В чем основная причина неуспеваемости учащихся?

    • Единственной причины нет. Неуспеваемость может быть результатом сочетания внешних факторов, таких как семейное положение и социальное давление, а также внутренних факторов, таких как проблемы с самооценкой и страх неудачи.
  2. Могут ли технологии сыграть роль в повышении мотивации?

    • Да, технология, при продуманной интеграции, может сделать уроки более увлекательными и актуальными для цифрового поколения. Такие инструменты, как образовательные приложения, видеоролики и интерактивные платформы, могут улучшить процесс обучения.
  3. Как родители могут поддерживать неуспевающих учеников дома?

    • Родители могут сыграть решающую роль, создав позитивную и поддерживающую обстановку дома. Участие в открытых беседах, проявление интереса к увлечениям своего ребенка и сотрудничество с учителями могут существенно изменить ситуацию.
  4. Являются ли неуспевающие ученики менее умными, чем их сверстники?

    • Вовсе нет. Неуспеваемость - это несоответствие между потенциальной и фактической успеваемостью. Многие неуспевающие ученики обладают высокими когнитивными способностями, но могут столкнуться с трудностями при выражении или использовании их в академической среде.
  5. Возможно ли для неуспевающего ученика изменить свою успеваемость?

    • Безусловно. При правильном вмешательстве, поддержке и понимании своих уникальных сильных сторон и проблем неуспевающие ученики могут не только улучшить свою академическую успеваемость, но и развить страсть к обучению на протяжении всей жизни.